Святитель Василий (в миру Преображенский Вениамин Сергеевич) родился в 1876 году в г. Кинешма Костромской губернии (ныне Ивановской области).

Отец святителя Василия Кинешемского, протоиерей Сергий Александрович Преображенский, был сыном «дъячка Ярославской епархии, Любимского уезда, села Троицкого, что на болоте Александра Федорова Преображенского». 

В 1869 году, будучи студентом выпускного класса Ярославской духовной семинарии, Сергей Александрович венчается с дочерью священника Костромской губернии Вознесенской церкви г. Кинешмы Павлой Капитоновной Херсонской.

Отец невесты, иерей Капитон Херсонский, служивший в этом храме с декабря 1836-го, скоропостижно скончался 22 ноября 1868 года. По существующей в то время традиции церковный приход, лишившийся настоятеля, переходил либо к сыну, либо к зятю. 

Поэтому летом 1869 года Сергей Александрович Преображенский, закончив Ярославскую Духовную Семинарию по первому разряду, удостоившись звания студента семинарии с правом поступления в Духовную Академию, становится настоятелем Кинешемской Вознесенской церкви. 

16 августа 1869 года он был рукоположен в сан священника к приходу Вознесенской церкви епископом Кинешемским Иоанафаном. И «с открытием при сей церкви женской общины состоял приходским священником, исполняя (в течение 19 лет) должность священника и духовника сей обители с 20 мая 1869 года». (Клировая ведомость по Вознесенской церкви за 1891 год). 

Мать святителя Василия, Павла Капитоновна Херсонская, родилась 18 мая 1845 года. Она была четвертым ребенком в семье настоятеля Вознесенской церкви иерея Капитона Максимовича Херсонского и его жены Надежды Васильевны.

Павла Капитоновна получила домашнее воспитание и «была очень религиозной женщиной». Умерла она 19 ноября 1913 года и похоронена в Кинешме на Сретенском кладбище.

Преображенские жили на ул. Вознесенской рядом с храмом, где протоиерей Сергий служил настоятелем. В Кинешемском историческом музее хранится «Алфавитный список домовладельцев г. Кинешмы за 1888-1889 годы». Под номером 384 в нем значится: «Преображенская Павла Капитоновна - жена священника». Двухэтажный деревянный дом, окруженный садом и забором с высокими воротами, ещё помнят многие кинешемцы. Он был снесен в 60-е годы ХХ столетия. На его месте в настоящее время находится городская прокуратура.

В семье отца Сергия и матушки Павлы было несколько детей. В декабре 1869 года родилась дочь Валентина. В 1874 году на свет появилась Агния.

7 января 1876 года в день празднования Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна родился Вениамин, будущий святитель Василий, епископ Кинешемский. Запись в метрической книге Вознесенской церкви г. Кинешмы гласит, что 7 января 1876 г. родился младенец Вениамин. Родители ребенка: "Костромской губернии города Кинешмы Вознесенской церкви священник Сергей Александрович и законная жена его Павла Капитоновна Преображенские, оба православного вероисповедания". Обряд крещения новорожденного 11 января 1876 г. совершил "Кинешемского Успенского Собора священник Николай Реформатский с дьяконом кинешемской Вознесенской церкви Иоанном Розановым и дьячком сей церкви Петром Горским". Восприемниками Вениамина стали "плесский мещанин Николай Алексеевич Шведов и кинешемская мещанка девица Александра Авраамиевна Михайлова". 

Дата рождения младшего Антонина - 12 апреля 1877 года. 

Валентина Сергеевна Преображенская окончила курс учения в Кинешемском женском двухклассном училище, где преподавала её тётя по материнской линии - Вера Капитоновна Херсонская. 

В апреле 1887 г. в возрасте 17 лет она бракосочеталась с Дмитрием Дмитриевичем Побединским 26-и лет. Жених на тот момент служил псаломщиком Николаевской церкви села Вичуга Кинешемского уезда Костромской епархии. С 23 апреля 1887 года Дмитрий Дмитриевич Побединский из псаломщиков села Вичуги переводится священником Кинешемской Вознесенской женской общины.

Известно о рождении в семье Побединских дочерей: Нины, Лидии и Софии. Другие сведения о семье Побединских пока не найдены.

Агния Сергеевна Преображенская училась в том же женском двухклассном училище, что и старшая сестра Валентина. 

В 1901 году в возрасте 27 лет она венчалась с костромским мещанином Василием Григорьевичем Орловым.

Антонин, закончив Кинешемское Духовное училище, поступил в Костромскую Духовную семинарию. Учился он классом ниже Вениамина, находясь на попечении отца. 

Вениамин в 1885-1890 гг. учился в Кинешемском Духовном училище, которое закончил по первому разряду с правом поступления в Духовную Семинарию без экзамена. В 1890 году поступил в Костромскую Духовную Семинарию. Вместе с ним на одном курсе учился Александр Поздеевский (будущий архиепископ Волоколамский, викарий Московской епархии Феодор). После блестящего окончания курса обучения Вениамин Сергеевич был направлен на казенный счет в Киевскую Духовную Академию. В 1900 г. заканчивает академию со степенью кандидата богословия, тема диссертации «Славяно-русский скитский Патерик». 

В 1901-1902 гг. учился в Императорском Археологическом институте в Санкт-Петербурге.

До 1910 г. преподавал в Воронежской Духовной Семинарии историю и обличение русского раскола и местных сект, обличительное богословие и Священное Писание Нового Завета. В это время написал диссертацию «О скитском Патерике», за которую получил степень магистра богословия. В Воронежской мужской воскресной школе им. А.С.Пушкина преподавал русский язык, в Епархиальном женском училище – гражданскую историю, в частной женской гимназии М.П.Кожевниковой историю. Входил в состав Губернской ученой архивной комиссии и был членом совета Церковного историко-археологического комитета, в котором в 1907г. занимал должность хранителя музея, а в 1909-1910 заведующего музеем. Проживал по адресу: ул. Большая Дворянская, д.30. На этой же улице находилась Воронежская Духовная Семинария.

В 1910-1911 гг. для изучения европейской культуры ездил в Англию. В 1912 – 1913 гг. работал в Миргороде. В 1913 г. переехал в Москву и поступил в педагогический институт им. Павла Григорьевича Шелапутина, окончил который в 1915г. В «Известиях» института в книге V за 1915 г. была помещена работа В.С.Преображенского «Бой-Скауты. Книга выдержала за очень короткий срок два издания. В.С. Преображенского считают первым идеологом Русского скаутизма. По возвращении с 1914 г. преподавал латинский язык в одной из первых частных гимназий в Москве при Лютеранской церкви Петра и Павла. 

Осенью 1918 г. вернулся в Кинешму, поступил псаломщиком в Вознесенскую церковь, в которой служил его отец. Вскоре В.С. Преображенский приступил к созданию в Кинешме и ее окрестностях православных кружков, основной целью которых было изучение Священного Писания. 16 июля 1920 г. в Костроме архиепископом Костромским и Галичским Серафимом (Мещеряковым) Преображенский был рукоположен во иерея целибатом, вскоре он принял монашеский постриг с именем Василий в честь Василия Великого. 

19 сентября 1921 г. в Кинешме в Успенском соборе состоялась хиротония Василия во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии, в которой участвовали архиепископ Серафим (Мещеряков), епископ Юрьевcкий Иерофей (Померанцев) и епископ Нерехтский, викарий Костромской епархии, Севастиан (Вести). Став епископом, Василий вел аскетический образ жизни: поселился на окраине города в маленькой баньке, никакого имущества у него не было, спал на голом полу, положив под голову полено. Скрывая свой подвиг, принимал посетителей в канцелярии, устроенной в доме рядом с Вознесенской церковью. Помимо ежедневных церковных служб, во время которых епископ Василий обязательно проповедовал, он исповедовал, обходил дома нуждающихся, посещал монастыри и основанные им кружки по всей епархии. За короткий срок епископ 

Василий организовал новые кружки в Кинешме, Юрьевце, Вичуге и других городах и селах. Летом 1922 г. владыка благословил священникам, чьи храмы были захвачены обновленцами, не покидать своей паствы, совершать литургию на сельских площадях. Пример такого служения он подавал сам, и на эти службы сходились тысячи людей. В 1922 г. , когда в связи с разразившимся в Нижнем Поволжье голодом власти распорядились подбирать оставшихся без родителей детей и отправляли их по разным городам в детдома. Владыка устроил в доме своей прихожанки приют для девочек. В начале 1923 г. Иваново-Вознесенский архиепископ Иерофей (Померанцев) перешел в обновленческий раскол. 4 марта 1923 г. на эту кафедру был назначен епископ Василий.10 мая 1923 г. он был арестован, сослан в Зырянский край на 2 года. Отбывал срок в пос. Усть-Кулом на реке Вычегде в Коми АССР, куда были сосланы также священномученики: Казанский митрополит Кирилл (Смирнов) и Новоторжский епископ Феофил (Богоявленский), а также Петергофский епископ Николай (Ярушевич) и ещё несколько священников. 

В мае 1925 г. епископ Василий вернулся в Кинешму. В начале 1926 г. власти предписали ему покинуть город. Вместе со своим келейником А. П. Чумаковым епископ уехал на его родину - в деревню Иоаннополь Галичского уезда Костромской губернии, где прожил около полугода. Затем поехал в Саров, был в Дивееве, оттуда отправился в Н. Новгород, где вместе с заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и сщмч. епископом Александром (Щукиным) участвовал в хиротонии иеромонаха Николая (Голубева) во епископа Ветлужского. Летом 1926 г. В. был назначен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии. В 1926 - нач. 1927 г. на основе бесед, которые епископ Василий вел в созданных им религиозных кружках, он написал «Беседы на Евангелие от Марка» (М., 1996). В начале 1927 г. Владимирский епископ священноисповедник Афанасий (Сахаров), находившийся в то время под арестом, предлагал владыке принять во временное управление Владимирскую епархию. Однако управлявший в то время Русской Церковью ввиду ареста митрополита Сергия (Страгородского) архиепископ Серафим (Самойлович) назначил епископа Василия на Ивановскую кафедру. 

Весной 1927 г. он был выслан в Кинешму, где прослужил несколько месяцев, пока власти вновь не потребовали, чтобы он уехал. В июне 1927 г. епископ приехал в Кострому, где прожил около года. В 1928 г. встречался в Ярославле с митрополитом священномучеником Агафангелом (Преображенским), который предложил ему остаться в Ярославле викарным архиереем. Епископ Василий отказался. В августе 1928 г. вернулся в Кинешму, через месяц был арестован, заключен в тюрьму Иваново-Вознесенска (совр. Иваново), где пробыл около полугода. Приговорен к 3 годам ссылки, наказание отбывал в дер. Малоречке Таборинского р-на Уральской обл. (совр. Свердловская обл.). 

По окончании срока ссылки В. в сентябре 1932 г. поселился в Орле. В марте следующего года ОГПУ предприняло в Кинешме аресты духовенства и мирян, многие из которых знали В. 31 марта он был вызван в Орловское ОГПУ, арестован и отправлен в Кинешемскую тюрьму. Обвинен в создании «сети контрреволюционных кружков, ставивших своей задачей через религиозное антисоветское воспитание религиозных масс свержение существующего строя», и в июле 1933 г. приговорен к 5 годам ИТЛ. Отбывал срок в Волжском ИТЛ вблизи г. Рыбинска. После освобождения в январе 1938 г. некоторое время жил в Рыбинске, затем поселился в с. Котове Угличского района Ярославской обл., где служил в местном храме. 5 ноября 1943 г. Владыка вновь был арестован, заключен во внутреннюю тюрьму НКГБ в Ярославле, в январе 1944 г. переведен во внутреннюю тюрьму НКГБ в Москву, 13 июля - в Бутырскую тюрьму. В июле 1944 г. по обвинению в антисоветской деятельности приговорен к 5 годам ссылки. Скончался 13 августа 1945 года в селе Бирилюссы на реке Чулым Красноярского края. 

В августе 1993 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил местное почитание священноисповедника. Общецерковное прославление святителя Василия состоялось на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ 2000 г. 

Арх.: ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 798. Л. 33 об.- 34 об. (Клировая ведомость по Вознесенской ц. г. Кинешмы за 1891); Д. 824. Л. 30 об. (Клировая ведомость за 1893); Ф. 432. Оп. 1. Л. 294; Архив УФСБ РФ по Ивановской обл. Д. 7972-П; Д. 9139-П; ЦА ФСБ РФ. Д. Р-35561; Д. СО-28724; ГАИО.Ф.1155.Оп.8.Д.14,15,16,17. Метрические книги Вознесенской церкви г. Кинешма; Ф.155.Оп.1.Д.4,5,6. Метрические книги Вознесенской церкви г. Кинешма. 

Ист.: Разрядный список учеников Кинешемского ДУ // Костромские ЕВ. 1889. № 15. Ч. офиц. С. 190; Разрядный список учеников Кинешемского ДУ // Там же. 1890. № 15. Ч. офиц. С. 198. Памятные книжки Воронежской губернии 1901-1913 гг. 

Лит.: Житие свт. Василия Кинешемского. М., 1994; Не предать забвению: Кн. памяти жертв полит. репрессий, связанных судьбами с Ярославской обл. Ярославль, 1994. Т. 2. С. 79; Дамаскин. Кн. 2. С. 204-240; он же. Жизнеописание свт. Василия, еп. Кинешемского // Василий (Преображенский), еп. Кинешемский, свт. Беседы на Евангелие от Марка. М., 1996. С. 3-40; Зонтиков Н. А. Костромская ДС: Вехи истории: К 250-летию со дня основания (1747-1997 гг. ). Кострома, 1997. С. 20; Федотов А. Ивановская епархия РПЦ в 1918-1993 гг. : Внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с гос-вом. Иваново, 1999. С. 3-11, 10-104; Александр (Могилёв), архиеп. Священномученик Никодим: Жизнь, отданная Богу и людям. Кострома, 2001. С. 55-56, 254-255. 

Игум. Дамаскин (Орловский), Н. А. Зонтиков.

Дополнения С.Ю. Фокина.

© Светлана Фокина 2020
О ФОНДЕЖИТИЕНОВОСТИФОТО И ВИДЕОКОНТАКТЫ